Традиции и обычаи
Северная Осетия - щедрый край, где можно познакомиться с единственным на Кавказе индоевропейским языком и погрузиться в древнейшую аланскую культуру

Знакомство с культурой Осетии едва ли можно назвать полноценным, если речь не зашла об аланском наследии, которое значительно повлияло на формирование национального самосознания целого народа. Его следы мы видим в языке, легендах и народных праздниках, архитектуре, в современном и старинном творчестве. Начнем с главного.

Осетинский язык
Если посмотреть на воображаемую карту языковых семей всего Кавказа, может сложиться ощущение, что осетинский язык случайным образом затерялся в вершинах гор. Будучи окруженным нахско-дагестанскими, абхазо-адыгскими, тюркскими и картвельскими языковыми группами, он является единственным аутентичным иранским языком индоевропейским семьи на Северном Кавказе.

На этом странности не заканчиваются. Если вдруг Вы решите сравнить его с другими иранскими языками, не ищите сходств - поиски окажутся тщетными. А все потому, что осетинский является продолжателем языков, которые в научной литературе называются скифо-сарматскими наречиями - связь между ними была официально установлена в 19 веке, потому он сильно отдален от всех современных иранских языков, и человек без профессиональной подготовки, вряд ли сможет установить его связь, к примеру, с персидским.

Одним из главных и древнейших литературных произведений на осетинском языке является Нартский эпос - сказания о мифических богатырях. Согласно мнению ученых, по возрасту он насчитывает несколько тысяч лет и имеет схожие сюжеты с легендами о короле Артуре. Нартский эпос распространен по всему Северному Кавказу и содержит как индоевропейские (иранские), так и кавказские элементы. Жорж Дюмезиль, выдающийся французский мифолог и лингвист, утверждал, что Нартский эпос явно отражает культуру и устройство проиндоевропейского общества. При этом, в осетинском наиболее силен иранский элемент.

Конечно, эпос является важнейшим культурным достоянием осетин, а также всегда был источником вдохновения для творческих людей. Сегодня сюжеты нартского эпоса отображаются в ручной сувенирной продукции, арт-объектах и даже дизайнерской одежде.

Разрушение аланского царства Тамерланом, уход немногих выживших в горы нашел отражение в старинных осетинских легендах. Самая трогательная - история о Задалесской Нана, что по-осетински означает "мама из села Задалеск". Во время ожесточенных битв, одна пожилая женщина решила спасти всех беззащитных сирот и, несмотря на опасности, тайком увела их в горы. Преодолев непростые подъемы гористой местности, они выбрались в Дигорское ущелье и скрылись от преследовавших их воинов в пещере. Впоследствии эта пещера стала одним из самых почитаемых святилищ. Называется оно "Дигори изад" - "Ангел Дигории".

Осетинские праздники и застолье
Одним из важнейших национальных праздников осетин является «Джеоргуыба», чаще всего праздник приходится на 19-21 ноября и длится неделю, а первый день недавно стал государственным праздником. Он посвящен главному святому из осетинского пантеона — Уастырджи (после прихода в Осетию христианства этот образ часто стали ошибочно соединять с образом Святого Георгия, Уастырджи из пантеона осетины почитали еще задолго до этого), который считается покровителем мужчин и путников, защитником бедных. Примечательно, что женщинам запрещалось произносить имя этого святого, они обращались к нему не иначе как "Покровитель мужчин" ("Лæгты Дзуар"). Праздник начинается в воскресенье, и раньше в этот день закалывали быка, откармливаемого специально для этого случая, при этом в течение всей недели запрещалось употреблять рыбу, свинину или мясо птицы. В понедельник семьи собираются в доме у своих старших, а потом соседи начинают приходить друг другу в гости.

Значимость Уастырджи для осетин ярко выражена и в застольном этикете. Во время больших торжеств («куывд»), будь то свадьба, значимый семейный или национальный праздник, согласно правилам осетинского застолья (которые соблюдаются и по сей день) старшие произносят несколько тостов в очень четкой непреложной последовательности. Первый тост всегда поднимается в честь Единого Бога («Стыр Хуыцау»), второй же — в честь Уастырджи, а третий — за тот повод, по которому организован куывд. Каждый тост старшего все присутствующие сопровождают возгласом «Омен Хуыцау» («Аминь, Господь»). После первого тоста самый младший из присутствующих мужчин должен надкусить верхний из трех осетинских пирогов и отпить осетинского пива из чаши старшего. Пока старший не вознесёт молитву Богу и не освятит три пирога, никто к еде не приступает.
Неотъемлемой частью любого осетинского застолья являются осетинские пироги. В светлые праздники всегда подаются три пирога, чаще всего круглой формы, которые символизировали мир Бога, мир людей и загробный мир. Во время похорон готовят только два пирога - исчезает "мир людей". Разрезают пироги всегда особым образом: через центр на восемь равных частей, при этом нельзя вращать блюдо, на котором эти пироги находятся.


Многие осетины по сей день продолжают отмечать старинный священный праздник "Хетæджы бон" ("День Хетага") во второе воскресенье июля. Историю этого праздника поясняет красивая древняя легенда. Сын кабардинского князя, Хетаг, исповедовавший христианство, сбегает в Осетию, после того, как в Кабарде усиливаются позиции ислама. Преследователи отправились за ним, чтобы наказать за верность своему Богу. Хетаг отчаялся и взмолился Господу о помощи. Тогда на том, поле, где он находился, выросла густая чаща и скрыла его от гонителей.
Какой бы сказочной эта история Вам не показалась, нечто "волшебное" с реликтовой рощей Хетага точно связано. Загадкой считается ее форма - ровный круг диаметром полтора километра, необычные для этой местности виды деревьев.
К роще сохраняется очень трепетное отношение: там нельзя мусорить, распивать спиртные напитки, наносить ущерб природе. Ежегодно на праздник к Роще съезжаются жители из разных частей республики. Зафиксировано, что в 2017 году в празднествах приняли участие около 20.000 человек.

Многие праздники - обычаи, которые отмечаются и сегодня связаны с рождением и взрослением детей. Одна из самых долгожданных и любимых традиций - это торжество, когда ребенку исполняется один год. Отмечают это событие всегда громко и пышно. Собирается вся семья и близкие родственники, готовят три пирога. За ребенка молятся и ... пытаются узнать, кем же он может стать в будущем. Для этого на небольшом коврике на полу раскладывают самые разные вещи, будь то блокноты, журналы, книги, инструменты, деньги и т.д. Затем на коврик опускают ребенка - какой предмет он выберет, с ним, принято считать, он и свяжет в будущем свою профессиональную деятельность.
Орнамент и национальный костюм
Осетинский народный орнамент считается одним из самых древних в культуре Кавказа. Его можно найти не только на одежде, но и на посуде, мебели, орудиях труда, надгробных камнях. На обуви и головных уборах орнамент нашивался бисером или нитями, а на платьях – кожаными аппликациями. В богатых домах орнаментом могли украшать столбы, арки домов, ворота. Эти орнаменты всегда несли в себе некое послание. Например, на надгробных плитах могло изображаться то, что умерший возьмет с собой в потусторонний мир. Часто изображали головы животных – они имели функцию оберега и служили тотемными знаками. Самое популярное изображение в осетинском орнаменте – баранья голова с большими рогами. В керамических и ювелирных изделиях осетин можно проследить их связь с древними народами (сарматами, скифами, кобанцами и другими). Особенно у осетин в древности было популярно шитье золотыми нитями. Золотые геометрические узоры сочетались со схематичными изображениями птиц и зверей. Часто изображения настолько искусно были скрыты между узорами, что только специалист по кавказскому искусству мог обнаружить, что какой-то символ обозначает голову животного. По мере того, как повышалась роль животноводства и земледелия в регионе, стал популярен именно растительный орнамент, среди которого были вставлены изображения разных животных.
Вся одежда, от головного убора, до обуви раньше изготавливалась женщинами. Одежду шили вручную, особенно в горах. Национальная мужская одежда осетин состоит из: нательного белья, шаровар, башмета, черкески, башлыка, папахи, самодельной обуви, бурки, пояса с кинжалом.
Женский национальный костюм состоял из длинного платья с длинными рукавами (лопастью), корсета, пояса, шапочки в виде усеченного конуса, косынки. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.
Обработка металла у осетин имеет очень давние традиции. В древней родовой усыпальнице в селении Нузал на стене было высечено указание на развитое производство драгоценных металлов: «Руды золота и серебра имею в таком изобилии, как вода». Из металла осетины производили предметы быта и украшения. Также славились они и производством оружия – саблей, кинжалов, ружей, которые украшались серебряной и золотой оправой.
Осетины издавна были искусными мастерами по обработке камня. До сих пор мы можем увидеть в горах огромное количество полуразвалившихся башен, замков и надземных склепов, сооруженных местными мастерами. Осетинские камнерезчики делали не только материалы и украшения для строительства жилищ, но и жернова для мельниц, могильные камни.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website