Дома-крепости
Среди осетин были распространены так называемые дома-крепости. Такие постройки сочетали в себе и хозяйственные, и оборонительные функции. Для строительства осетины чаще всего использовали камень, при этом камень в строительство шел необтесанный рваный. Обычно его собирали там, где осыпались горные породы, или же камень просто кололи, не придавая ему правильной формы.
При строительстве из камня использовалась сухая кладка, раствор заменялся землей или мхом, а промежуток между камнями заполнялся глиняным раствором. 
Иногда крышу делали плоской. Так она служила не только потолком, но и двором где сушили зерно, траву и выполняли различные хозяйственные работы. 

Строение дома
Осетинские дома-крепости (ганах) по своему строению напоминают башни, но уступают им в высоте. Постройки обычно были трехэтажными, где третий этаж был отведен под оборонительные функции. Первый этаж отводился под хлев, на втором этаже располагались жилые помещения.
Главное помещение осетинского дома называлось хадзар. Именно там находился очаг, являвшийся для осетин символом единства семьи и продолжения рода. По его линии дом как бы делился на две части: мужскую и женскую. 
На мужской половине находилась большая часть мебели, а также гордость любого кавказского мужчины - оружие, бурки и башлыки. 
На женской половине дома находилась вся домашняя утварь: посуда, рога для напитков, глиняные кувшины. Рядом с очагом располагалась детская люлька и ящик для хранения посуды. На мужскую половину хадзара женщины ходить не могли. 
К хадзару примыкала  кладовая, которой единолично распоряжалась старшая хозяйка дома.

Выбор места и ритуалы по его защите
Осетины тщательно подходили к выбору места для будущего жилища. В частности, с этим связано несколько суеверий. Например, перед началом строительства осетины закапывали на территории участка кувшин с молоком, который откапывали через месяц. Если молоко забродило, то место считалось удачным, поскольку его одобрил сам Бынытыхицау, покровитель места. Чтобы отогнать от жилища злых духов разжигали костер.

Планировка поселений
Каждое осетинское поселение было поделено на кварталы - сых. Кварталы часто были фамильными. Несколько таких населенных пунктов составляли территориально-политическое объединение, называемое гражданской общиной. 
В каждой общине была своя система святилищ - храмов. Имелось свое собственное кладбище с фамильными склепами. То есть жизнь осетин проходила на трех уровнях: верхнем (святилища), среднем (жилая зона), нижнем (кладбище).

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website