Традиции и обычаи Ингушетии
Ингушетия - место, где очень много старинных башен и совсем нет одиноких людей
Блюда национальной кухни
Вы бы хотели когда-нибудь побывать на званном ужине в дорогом ресторане где-нибудь во Франции или в Англии (странах, где высоко развит застольный этикет) среди местных аристократов? Звучит заманчиво, однако, перед этим, человек непривыкший к такому разнообразию столовых приборов должен будет изучить все вариации ложек и вилок, запомнить в каких случаях какие виды нужно использовать.
На Кавказе всегда превыше всего ценился великолепный вкус домашней еды, приготовленной из свежайших экологичных продуктов, поэтому подобными "заморскими" изобретениями (а-ля пять видов ножей) Вас никто стеснять не будет. Однако, и здесь головоломок - изобилие: например, попробуйте запомнить все названия лепешек из муки и особенности их приготовления, ведь каждая кавказская республика может похвастаться чем-то своим. Пришел черед Ингушетии!
В целом, горская кухня не отличается большим разнообразием. С давних времен её главной задачей было утолить голод, наполнить силами и дать заряд энергии для непростой жизни в горах.

Основными продуктами ингушского народа всегда были дары природы (черемша, кукуруза, мед), мясо (баранина и птица) и молочные продукты (творог и сыр). Из этих простых ингредиентов местные хозяйки умудрялись составлять рецепты на века. Многие из традиционных блюд, не изменившись, дошли до современников от предков.

К таким блюдам можно отнести чапильгаш - лепешку из очень тонкого и искусно раскатанного теста (на кефире) с начинкой из творога, картофеля и зелени (это явно должно Вам что-то напоминать:)). Более праздничный вариант этого блюда называется хынгылш, попробовав который, Вы почувствуете яркий вкус растертой с сахаром тыквы. И еще один вид лепешек - сискал. Они жарятся на масле и отличаются двумя вариантами подачи: с творогом и сметаной или с творогом и топленым маслом.
Главное блюдо любого застолья готовится из мяса, в Ингушетии это - халтам дулх, состоящий из нескольких частей: отварного мяса, отдельно поданного бульона из под мяса и кусочков вареного теста. К мясу обязательно подается чесночный соус, добавляющий пикантности и заменяющий собой специи.

Древнее искусство ингушского народа

После плотного застолья Вас наверняка бы отвели в гостиную. Здесь же, однако, лучше проявить бдительность, осмотреться по сторонам, ведь Вам может предоставиться уникальный шанс увидеть истинг, выполненный по старинным традициям. Этим понятием обозначают и войлочные ингушские ковры, и сам процесс их изготовления. Примечательны не только их декоративные достоинства. Для нас, гостей республики, только знакомящихся с ее культурой, истинги могут стать надежным путеводителем в мифический мир ингушских поверий.
На протяжении веков ингуши верили в лесных духов, а сам лес считался священным, сакральным местом, где проводились многие религиозные обряды. Эти верования имели такие глубокие корни в сознании людей, что нашли отображение и в декоративном искусстве, а в частности - в создании истингов. Часто они украшались повторяющимися узорами, которые символизировали "мировое дерево" и "Мать-Землю".
Мировое дерево - главный символ, находящийся в самом центре ковра. Ученые доказывают, что он встречается у многих народов мира и является очень древним. Дерево говорит нам о существовании двух миров: человеческого и духовного. В естественном измерении корни символизируют прошлое (предков) человека, ствол - настоящее, ветви - будущее. Такая проекция явно показывает, какое важное значение в жизни ингушей имели предки, ведь именно корни дают жизнь дереву, питают его. В духовном измерении корни являлись символом царства мертвых, ствол - миры живых, ветви - мира небесного.
Не менее важным декоративным элементом было изображение Матери-Земли, которое и по сей день встречается практически на каждом истинге. Этот символ показывает, что земля у ингушей, как и у многих других народов, ассоциировалась с женщиной, а благорасположение Матери-Земли считалось залогом обильного урожая.
Так же часто на истингах встречается образ барана - животного, которое особо почиталось у ингушей и в старину являлось мерилом богатства. Бараньи рога всегда считались символов достатка и изобилия.
По орнаментам можно узнать, в какой социальной обстановке изготавливался истинг. Например, знак солнца всегда свидетельствовал о мире, а ассиметричные узоры - о войне и бедствии.

Как правило, истинги бывают двух- или четырехцветные и изготавливаются из войлока и шерсти. Такие ковры всегда считались ценными подарками, а в былые времена были и неотъемлемой составляющей приданого невесты.

Главные ремесла

В Ингушетии во все времена почитали тех, кто владел каким-либо ремеслом. Мастеровые передавали знание о своем деле по наследству.
Особенно славились в Ингушетии строители каменных сооружений. Именно их приглашали представители соседних народов, чтобы построить башни, склепы, святилища или храмы. Об этом можно судить по множеству каменных построек в Горной Ингушетии и соседних регионах. Строительство сопровождалось определенными ритуалами. Например, в честь укладки фундамента резали белого быка, привязав к его ногам белую шелковую материю. Кровь этого быка мазали по углам фундамента и приговаривали пожелания всех земных благ для данной семьи. Еще интересный факт о строительстве в Ингушетии: стройка должна была продолжаться ровно год. Если по каким-то причинам в срок не была завершена постройка каменного сооружения, то оно оставалось навеки недостроенным.
Кузнечное ремесло также имело высокое значение в Ингушетии. Все виды орудий труда изготавливал кузнец. Даже некоторые виды посуды (например, сковороды) делали кузнецы. Ремесло кузнеца было очень почётным, поэтому посторонним запрещалось садиться на наковальню. В кузнице всегда находилась ванна для закалки и охлаждения изделий заготовок - "ний". Вода из нее считалась целебной. Ингуши использовали ее наружно для лечения различных заболеваний.
Широкое распространение у ингушей получило ткацкое ремесло. В основном им занимались женщины. Одна из особенностей этого ремесла в Ингушетии - это то, что полученную шерсть стирали у реки, добавляя специальное мыло, которое состояло из древесной золы, животного жира и желтой глины.
Популярно в Ингушетии было и гончарное ремесло. Глиняная посуда очень практичная и легкая в изготовлении, а еще в ней хорошо сохраняется молочная продукция в теплое время года. У гончаров в Ингушетии тоже были свои ритуалы. Например, нельзя было ставить сырую глиняную посуду в печь при посторонних. Считалось, что если это увидит чужой человек, то вся посуда будет с кривыми краями.

Система тейпов


"В Ингушетии нет одиноких людей" - да, возможно, эта фраза и кажется спорной, но серьезные причины для существования она определенно имеет. А все благодаря системе тейпов, которая распространена не только в Ингушетии, но и в Чеченской Республике. На русский язык слово "тейп" часто переводится как "род", однако, многие местные жители считают, что гораздо лучше сущность этого понятия отображает слово "братство". Это объединение людей по родству (в большинстве случаев не близкому и сводящемуся к общему предку) и по территориальному признаку. Один тейп может состоять из нескольких фамилий. Согласно некоторым данным, самый большой тейп Ингушетии, Евлой (от фамилии Евлоевы), включает в себя примерно 80 тысяч человек. Еще в давние годы тейпы значительно облегчали горцам непростую жизнь, ведь принадлежность к "братству" подразумевала помощь и поддержку в трудную минуту. Сегодня же, когда цивилизационные блага сделали быт значительно легче, тейпы служат некой объединяющей людей основой и дают лишние поводы собраться вместе.
Важными для культуры Ингушетии являются тейпан галаш, или на русском "родовые башни". Обычно они возводились не отдельными семьями или людьми, а сообща целыми тейпами. Даже в наши дни многие тейпы знают, какие башни были построены именно их предками и считают их своими родовыми гнездами.

Национальный костюм

Главными материалами, использующимися для изготовления одежды в Ингушетии были шерсть, лен и кожа. При этом, повседневные и праздничные наряды отличались как по тканям, так и по декоративному оформлению. Одежда на выход шилась только из привозных материалов (шелк, сафьян, бархат).
Готовую одежду практически не покупали, вместо этого девочек с самого детства учили шить. Считается, что самым ценным подарком для женщин из любого сословия в 18-19 веках была швейная машинка, что еще раз подчеркивает важность навыка шитья.
Мужская одежда ингушей была похожа на костюм других народов Кавказа, не отличалась роскошью и обилием декоративных элементов. В XIX — XX в. мужская верхняя одежда состояла из рубашки , штанов , бешмета, черкески , папахи, бурки, башлыка. Головным убором зимой служила шапка - элтар-кий, летом шляпа - мангал-кий. В качестве украшений мужского костюма (чаще всего у состоятельных людей) использовались пояс , газыри и часы.
Женский костюм, как это принято, отличался большим богатством и разнообразием. Повседневный наряд состоял из платья-рубахи (коч) и надевавшихся под нее штанов (шарбал). Торжественный женский костюм называется чукхи и шьется из шелка, бархата и парчи. Одними из обязательных элементов чукхи были шапочки в форме усеченного конуса, украшенная золотой или серебряной вышивкой, нагрудники с застежками и гравированный пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенный чернью, зернью, позолотой и полудрагоценными камнями.

Основные праздники

Ингушетия - республика, где государственной религией с давних времен является ислам. Конечно, это отложило свой отпечаток и на главные праздники, отмечаемые в республике. Одним из самых почитаемых в Ингушетии, как и во всем мусульманском мире, является Курбан-Байрам ("праздник жертвы"). Он отмечается через 70 дней после окончания священного месяца Рамадан знаменует собой завершение хаджа (паломничества мусульман в Мекку).
Как-то пророк Ибрахим увидел сон, в котором Всевышний поручил ему принести в жертву собственного сына. На третий день пророк вместе с сыном, Исмаилом, отправляется туда, где сегодня находится Мекка, чтобы исполнить поручение. Однако, в последний момент ангел Джибриль остановил Ибрахима, сказав, что это было лишь испытание и Всевышний не нуждается в жертвоприношениях. Тогда в качестве жертвы пророку был послан барашек, ставший впоследствии одним из символов праздника Курбан-Байрам.
В Ингушетии по такому поводу устраивают праздничные ярмарки, где продают главный атрибут праздника — мясо барана. Готовят его и дома для домашнего застолья. Часто соседи покупают одну корову (жертвенное животное) на несколько семей, разделывают ее в день праздника и делят на равные куски. Причем, каждая семья разделяет свое мясо на три части: одну для себя, вторую раздают малоимущим, третью - соседям и родственникам, которые не сомгли позволить себе купить корову.

Особенным событием своей жизни многие люди считают свадьбу, и жители Кавказа, как мы помним, в этом не исключение - свадьбы отмечаются пышно и с размахом. Сватовство в Ингушетии, как правило, проходило в три этапа. Согласно традициям, объявить о желании юноши жениться на определенной девушке должен специальный посредник, которого бы уважали обе семьи. После своего заявления он навещает родных девушки через несколько недель, чтобы узнать их ответ. Если он положителен - назначается день сватовства. Далее наступает черед проявить согласие родственникам жениха. Мужчины собираются в его доме (среди них обязательно должен быть посредник), обсуждает родственников девушки, если сваты одобряют выбор юноши - начинается следующий этап. Несколько представителей жениха навещают дом невесты, знакомятся с ее семьей, в этот же вечер о своем согласии заявляет и сама невеста. Тогда родственники жениха передают невесте урду - фиксированную денежную сумму, после этого девушка считается официально засватанной. В день, когда семья невесты объявит о том, что приданое девушки готово, будет выбрана дата самого бракосочетания.
Во время самого торжества, прежде чем девушка перешагнет за порог отцовского дома, подруга невесты прикалывает к подолу ее платья иголку с белой ниткой, а за пазуху закладывает серебряную монету, обернутую в белую ткань. Считается, что это защитит ее от сглаза и принесет достаток в супружеской жизни. Определенный ритуал совершает имать жениха - встречая невесту, она подает ей мед, чтобы жизнь девушки в новом доме была такой же сладкой.






This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website