Аулы Ингушетии известны своими башенными, или замковыми, комплексами, которые благодаря ингушским мастерам, их умениям и рассчетам сохранились практически в первозданном виде. Такие архитектурные ансамбли зачастую расположены на территории природно-исторических заповедников, поэтому они находятся под строгой охраной как местных, так и федеральных органов власти, что также не может не способствовать сохранению их изначального облика.
Село Пялинг Башенный комплекс в селе Пялинг был построен приблизительно в IX веке. Находится этот архитектурный музей недалеко от священной горы Цей-Лоам. Пялинг связан с таким ингушским понятием, как тейп. Тейп - это известный уважаемый ингушский род, каждому из которых обычно принадлежал поселок или башенный комплекс. По некоторым данным, Пялинг - родовой замковый комплекс Полонкоевых. Такой тейп мог включать в себя десятки фамилий, известных во всей Ингушетии. Ансамбль Пялинга насчитывает 26 башен. Кроме того, здесь сохранились и могильники древних жителей села, которые ингуши называют солнечными склепами. Дело в том, что горный климат Ингушетии таков, что тела умерших мумифицировались за счет специфических ветров, характерных для данной местности. Поэтому прогуливаясь по «кладбищу» села Пялинг можно наткнуться на останки людей, живших несколько веков назад, некоторые из них хорошо сохранились. На первый взгляд башни села Пялинг ничем не отличаются от других комплексов Ингушетии, но на самом деле это не так. У башен этого аула есть одна небольшая особенность. На каждой башне между четвертым и пятым этажом находится петроглиф - наскальное изображение - в форме креста. Некоторые ученые считают, что это человеческие фигуры, являющиеся родовыми символами. Но точного ответа на эту загадку нет и по сей день.
Склеп в селе Пялинг
Петроглиф на одной из башен
Село Таргим Строительство башенного комплекса в Таргиме восходит к XV-XVII вв., а по некоторым данным село было основано уже в XII веке. Считается, что именно отсюда началось расселение ингушей по горам Кавказа. Аул Таргим примечателен тем, что на его территории археологи обнаруживают фрагменты циклопической кладки, относящейся ко второму тысячелетию до нашей эры. Циклопическая кладка - это кладка, выполненная из огромных каменных глыб, не укрепленных растворов. Свое название она получила по причине того, что часто ее создание приписывают циклопам. Помимо башен различных видов, в Таргиме сохранились мавзолеи, склепы и святилища. В хорошем состоянии до нас дошел местный некрополь, включающий в себя невысокие башни с острыми ступенчатыми крышами.
Село Цори Название села происходит от ингушского общества цоринцев, которые считаются создателями данного населенного пункта. Предполагается, что башенный комплекс Цори появился в XV-XVI вв., то есть в период позднего Средневековья. К сожалению, до нас комплекс дошел в полуразрушенном состоянии, и дело не в том, что время и природа не пощадили архитектурные памятники, после того, как село покинули последние жители. По имеющимся данным, в ходе Кавказской войны аул подвергся обстрелу из пушек. Можно сказать, что Цори - это наиболее не сохранившийся замковый Ингушетии. Если хорошо присмотреться, то можно понять, что строители и зодчие Цори обладали невероятным мастерством. Даже на дошедших до нас руинах можно рассмотреть интересные орнаменты, выложенные с помощью разноцветных камней. В средние века Цори был хорошо защищенным населенным пунктом, ведь его окружала настоящая крепостная стена. С башен села было видно все Гулойхийское ущелье, что позволяло вовремя заметить врага и отразить его атаку. Благодаря таким преимуществам село Цори стало политическим, экономическим и культурным центром средневековой Ингушетии.
Село Эгикал Село Эгикал входит в состав историко-культурного заповедника. Здесь сохранился комплекс средневековых башен - один из крупнейших в Ингушетии. Когда-то этот населенный пункт был торговым центром Кавказа и крупнейшим населенным пунктом Ингушетии. В селении проживало много ремесленников: это и гончары, и ювелиры, и мастера-оружейники. Однако в советские годы население было депортировано из некогда процветающего средневекового города. Башенный комплекс Эгикал был построен в XI веке на священной горе Цей-Лоам, где согласно преданию жил ингушский бог-громовержец Сели. Этакий ингушский Зевс и Олимп. Есть в Эгикале и более древние памятники. Например, Эгикальский могильник, возраст которого насчитывает несколько тысячелетий. Несмотря на то что жители покинули родные места, жизнь в Эгикале продолжается. Сегодня поселок является одним из главных туристических центров Ингушетии. Здания практически не заброшены, создаются условия для дальнейшего развития туризма.
Село Эрзи В переводе название этого аула означает «орел». Согласно одной из легенд, в начале строительства села на его месте было найдено орлиное гнездо, отсюда и произошло название. Другая легенда гласит, что во время тумана, когда плотные облака окутывают Эрзи, создается впечатление, что в горах витает птичье гнездо. Эрзи известен своим замковым комплексом, состоящим из 47 башен, в числе которых как боевые и полубоевые, так и жилые башни. Каждая из башен насчитывает минимум четыре этажа, а максимальная высота достигает 30 метров. В Эзри во всей красе сохранилась изюминка ингушских построек - ступенчатая крыша, выделяющая ингушские башни на фоне построек других кавказских регионов. Башни в Эрзи дошли до наших дней практически в первозданном виде, хотя с момента их строительства прошло несколько сотен лет. И это несмотря на то, что селение расположено в сейсмически опасном районе, где часто происходят землетрясения. Такое долголетие архитектурного комплекса Эрзи связано с тем, что село построено на скалах, состоящих из сланца, который обладает способностью гасить колебания земной коры. Со строительством и устройством башен связаны некоторые интересные факты. Закладка первого камня сопровождалась принесением в жертву барана и омытием его кровью первых валунов. Под самой крышей башен обычно располагались бойницы и небольшие балкончики, которые были нужны не для того, чтобы выйти подышать свежим воздухом. Их использовали для обороны. Так было удобно обстреливать врага, оставаясь при этом неуязвимым.