Традиции и обычаи
Не приезжайте в Карачаево-Черкесию в гости.

Лучше прочитайте эту статью, ознакомьтесь с местной спецификой и поезжайте в Карачаево-Черкесию ... домой
Если задуматься о главном достоинстве Карачаево-Черкессии – на ум могут прийти самые разные вещи. На наш взгляд, одно из ее главных богатств лежит в многообразии. Как один из самых многонациональных регионов нашей страны, эта земля сохранила много традиций и обычаев, одни из которых связывают ее с культурой других народов, другие же показывают яркую самобытность. Давайте поговорим о том, чем гордятся жители этой республики, что они с ранних лет прививают своим детям в качестве важнейших правил человеческой жизни. И не забудем попристальнее рассмотреть старинные архивные фотографии, ведь люди, изображенные на них - и есть те, кому посвящен наш проект :)
Какие кодексы поведения вы знаете? Вероятно, одним из первых вспоминается японский кодекс самураев Бусидо («Путь воина») … Теперь ваша копилочка пополнится еще двумя.
Суровые условия кавказской жизни заставляли людей всегда быть начеку и бороться за свою жизнь. «Честь и война» («хабзере зауере») – так звучал девиз черкесского дворянства. Следовать же ему помогал дворянский моральный кодекс «уэркъ хабзэ» (уэркъ – дворянин, хабзе – кодекс), по которому с детства дворяне узнавали нормы этикета, нравственные ценности, нормы обычного права. При этом многие требования были продиктованы военным образом жизни. Черкесский кодекс обладал большим авторитетом в обществе, за нарушение его правил дворянин мог лишиться своего высокого статуса. Одними из основных постулатов старинного свода правил были верность своей семье и князю, уважение к старшим и женщине, дворянам запрещалось выказывать свои эмоции, разговаривать на повышенных тонах и употреблять бранные слова. Семен Броневский, один из имперских исследователей Кавказа писал по этому поводу, что черкесы не терпят грубых и ругательных слов, за невежественное поведение и дворянин и простолюдин могли лишиться жизни. Важным качеством, ценность которого подчеркивается не только в кодексе, но и в многочисленных пословицах, была скромность: «Хвастун и трус – родственники», - гласит народная мудрость.

Подобный кодекс, отражающий важнейшие национальные правила и ценности, есть у карачаевцев – «Къарачай намыс». Интересно, что в его названии мы видим имя национального героя карачаевцев – Карчи. Считается, что именно он объединил народ после нашествия Тамерлана и заложил основы государственности. Карча основал селение Эль-Джурт , но все равно продолжал поиски Карачая. Нашли долину случайно. По легенде, часть людей решила остаться в Эль-Джурте — их стали звать балкарцами, а тех, кто ушел с Карчой, — карачаевцами. Вскоре они дошли до родной земли и поставили там первый дом первого карачаевского аула Карт-Джурт.

Черкешенка. Этнографический снимок. Северный Кавказ, 1920-е гг.

Суровая жизнь горцев требовала жесткой самодисциплины, исполнения правил и следования обычаям, однако она была полна и приятными моментами. Одним из самых пышных праздненств, как это принято на Кавказе, была свадьба, куда на конях могли съезжаться родственники с соседних селений. К слову, о лошадях...
Главная гордость карачаевцев
Одна из самых старинных отечественных пород лошадей в нашей стране – карачаевская, по некоторым сведениям, ей насчитывается уже 3000 лет. Разведение этих лошадей – дело национальной гордости, которому посвятили себя многие семьи. При этом, важно не путать карачаевскую породу с кабардинской. Их существование было зафиксировано в 1935 году, однако, уже в 1943 году карачаевцы были депортированы в Киргизию и Казахстан, после этого карачаевский народ в СССР оказался «забыт», исчезла и сама карачаевская порода – ее лошадей стали записывать как кабардинских. Восстановить породу удалось только в 1980-х годах, однако споры не утихают до сих пор. Карачаевские лошади уже не раз доказывали свою уникальность и высокую ценность. Небольшие по размеру и необычайно выносливые, в 1998 году три из них, Имбирь, Даур и Хурзук вместе с конниками взошли на восточную вершину Эльбруса ( 5621 м), а в 1999 году Игилик стал единственным конем, поднявшимся на высочайшую вершину Европы (западную вершину Эльбруса – 5642 м). Любовь карачаевцев к домашним животным не ограничивается лишь лошадьми, не менее известна в профессиональных кругах особая порода карачаевских черных овец, которая также является одной из старейших. С ней связано одно из самых распространенных сельскохозяйственных занятий карачаевцев – изготовление шерстяных вещей.
Ногаец играет на домбре, 1935 год.

Домбра - струнный щипковый инструмент, который существует в культуре казахов, ногайцев, калмыков.
Секреты ногайской свадьбы
Свадебная церемония ногайцев изобилует множеством обрядов, один из самых важных – церемония открытия лица невесты. В обычной жизни ногайские девушки не закрывали лицо, во время же свадьбы они прикрывались куском белой ткани – похожий обычай встречался у алтайцев и киргизов. Невесту заводили в комнату, где предварительно собирались близкие родственники жениха. На входе ее посыпали «шашу» - смесью из зерен и конфет, что имело символическое значение. После этого к невесте подходил ребенок, мальчик, и чайной ложкой приподнимал покрывало с лица невесты по направлению к югу, в сторону Каабы – места поклонения мусульман. Затем этой же ложкой невесте давали мед и сливочное масло: сладости обещали невесте счастливую жизнь, а мальчик – рождение первенца. Во время церемонии свекровь слегка наступала девушке на ногу со словами: «Пусть в этом доме доживет до глубокой старости». Затем невесту выводили из комнаты, при этом вплоть до выхода она шла, не поворачиваясь к присутствующим спиной. Во время свадьбы важную роль играл «обряд избегания», который соблюдали и жених, и невеста. Например, жених не встречался с тещей, тестем и другими старшими родственниками невесты, и даже не мог произносить их имени. В обычной жизни «избегание» продолжалось, так, отец не проявлял нежных чувств к своим детям, а супруги не разговаривали друг с другом при посторонних, не обращались друг к другу по имени. Большой символичностью отличалась свадебная одежда невесты. Во-первых, девушка навсегда отказывалась от своего девичьего головного убора – «ока боьрк» (высокий головной убор с полусферическим дном) – и красного платка. Взамен она надевала белый платок -тастар, который символизировал её замужество. Сверху надевалась праздничная накидка, украшенная монетами, бляшками, ожерельем, вышивкой. Платок для закрытия лица изготовляли из прозрачной ткани или шелка.
Черкес из Константинополя. Османская империя, 1900-е гг.
Гастрошедевры карачаевской кухни
Там, где свадьба – там и богатое застолье. Впрочем, будь то праздничный или повседневный стол, в любом случае вы с большой вероятностью столкнетесь с главным блюдом республики – хычинами. «Хычин» (как и «хачапури») имеет корень «хч, хач, хыч», что означает сыр или творог. Традиционная начинка карачаевского хычина – это творог или сыр с зеленью, картофель и мясо. От кабардинских они отличаются тем, что жарятся в большом количестве масла, толще и меньше по размеру. Главный же национальный (как и в Кабардино-Балкарии) напиток – айран. Еще один популярный (особенно среди ногайцев) кисломолочный напиток – это кумыс. Стоит отметить, что молочные продукты у некоторых тюркских народов (к которым относятся ногайцы) занимали особое место в рационе. Одно из национальных молочных блюд ногайцев – «йоурт», его готовили из кипяченого молока и закваски. С названием «йогурт» это блюдо сегодня известно по всему миру. Признано, что первыми изготовителями йогурта были кочевые племена, а в Европу этот продукт попал только благодаря французскому королю, Людовику XI.
Вольная борьба уже прочно ассоциируется с Северным Кавказом, но как же насчет борьбы на поясах?
Борьба на поясах или «тутуш» (с карачаевского и балкарского «тутуш» переводится как "схватка")- один из древнейших и традиционных видов спорта восточных народов. В дальнейшем его многие приемы были позаимствованы в дзюдо и самбо. Особый талант проявляют карачаевцы, которые словно по традиции из года в год становятся лидерами на чемпионатах мира и занимают большинство мест в российских сборных. Так происходит тутуш: двое спортсменов выходят на ковер, встают лицом к лицу, а затем по команде — хватают друг друга за пояса и стараются повалить оппонента на лопатки.
В давние времена каждое праздничное мероприятие у карачаевцев сопровождалось национальной борьбой. А чтобы разогреть мышцы перед началом схватки было принято несколько минут танцевать лезгинку.

Карачаевцы из селения Учкулан. Кубанская область, конец XIX века
Какой же традиционный костюм на этой территории? Все мы помним изображения величественных кавказских мужчин, облаченных в черкески. Но кто бы мог подумать, что название "черкеска" эта верхняя мужская одежда получила именно из русского языка. Когда русские впервые прибыли на Кавказ и увидели кафтан на черкесах, они так и назвали его - "черкеска". Надо сказать, такая одежда очень практичная, она идеальна для верховой езды, для передвижения по горам и скалам, при переходе через ручьи.

Традиционный женский карачаевский костюм показывает высокий социальный статус его обладательницы. От него невозможно отвести глаз - на солнце играет богатая золотая вышивка, украшающая ткани из бархата и шелка. Ноги карачаевских красавиц украшает высокая праздничная обувь, расшитая серебряными нитями.
Для тех, кто хочет подробнее узнать о национальных костюмах Карачаево-Черкесии
Таинственное клеймо
Давайте заглянем в прошлое карачаевских аулов. У некоторых карачаевских родов была своя печать. Она называлась тамга. Как правило, тамгу делали из толстой полосы кованого железа. Такими клеймами иногда метили рогатый скот, их вырезали на косяках или створках дверей, на столбах домов, на деревянной посуде, на трещотках — музыкальном инструменте, который задавал ритм танца. Их вытесывали на придорожных столбах, на стенах зданий и даже на каменных могильных памятниках! Поэтому
можно сказать, что родовые знаки сопровождали человека не только на протяжении всей его жизни, но и после смерти.
Тамгу рисовали на флагах, которые были обязательными атрибутами скачек на свадьбах и поминках. Кроме того, представители горской аристократии ставили эти знаки под документами вместо подписей и печатей. Даже сейчас у карачаевцев свадебный кортеж украшают коврами, на которых вышивают родовые знаки.
Если у отца было несколько сыновей, то при их совершеннолетии отец передавал каждому сыну не только часть имущества, но и тамгу. В таком случае к отцовской тамге добавлялся какой-то дополнительный элемент, например, черточка или точка. То есть, если у отца тамга – ковш, то у одного сына будет, скажем, ковш с точкой, а у другого – ковш с черточкой. Поэтому тамга из поколения в поколение могла трансформироваться. Впрочем, в настоящее время этого уже нет, так как тамга больше не имеет хозяйственного значения.
Национальный ногайский танец. Мансуровский аул (ныне Эркен-Халк). Конец XIX века
У карарачаевцев и черкесов можно найти местные скрипки, кобуз, и флейты, . Подобные музыкальные инструменты можно найти в разных регионах Кавказа. Они похожи по форме, скрипки изготовлены из дерева и конского волоса, флейты — из тростника, дерева, металла, принцип игры одинаков, но все-таки различия есть. Кавказские народы, несмотря на то что всегда подчеркивают свою уникальность, находятся в едином культурном пространстве, их традиции, в том числе музыкальные, пересекаются, оставаясь самобытными.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website