А как это принято в Дагестане?
Пара слов о вечном: самобытные традиции, дошедшие до нас сквозь века


Оказавшись на Кавказе, вы сразу подметите, что многие традиции до сих пор соблюдаются, если не в повседневной жизни, то почти всегда во время праздничных застолий и торжеств. Рассказать о всех обычаях Дагестана - объять необъятное. Мы не ставим перед собой столь героические задачи, но с радостью расскажем Вам о самобытных и необычных особенностях жизни в Дагестане, символах идентичности его народов.

Гостеприимство

Знаменитое кавказское радушие - быль или вымысел?


Если Вы смотрите передачи про путешествия, вроде "Орла и решки", то наверняка уже обратили внимание, что фраза "дорогие гости" звучит надоедливо часто на кавказских рынках или при разговоре с местными кавказскими жителями. А две вещи, которые больше всего восхищают ведущих - это, конечно же, природа и необыкновенная щедрость хозяев.
Рекомендуемый для просмотра отрывок из видео: 12:15 - 12:30
Прекрасное заключается в том, что такой теплый прием - это не просто "фарс" перед камерой, а отголосок многовековой традиции.Издревле на Кавказе гостеприимство не просто считалось признаком хорошего тона, но было обязательством для каждого уважающего себя горца. Давайте рассмотрим некоторые особенности приема гостей в Дагестане, и тогда Вы точно поверите, что на Кавказе гости действительно "дорогие".

Путь кавказского гостя:

Давайте представим, что мы чудом судьбы перенеслись в начало прошлого века высоко в горы Дагестана. После долгого пути силы иссякли— необходимо остановиться в ближайшем ауле, чтобы отдохнуть. Но, чтобы с первых секунд не настроить против себя всех местных жителей, нужно последовать уже сложившемуся этикету:
  1. Первое, что необходимо было сделать путнику в незнакомом ауле — это разыскать годекан— общественный центр в селе, где собирались старейшины— и представиться перед собравшимися там жителями. Никто не спрашивал у странника о цели и сроке его прихода — в первые три дня это считалось неприличным, но по определенным признакам, местные могли понять, что родственников у него нет и остановиться не у кого. К примеру, незнакомец подошел к годекану без сопровождения кого-то из жителей или въехал на коне - у дагестанцев было непринято ехать верхом внутри аула— эти действия явно говорили, что знакомых у него нет.
  2. Следом после беседы путника обязательно обеспечивали приютом. Обычно его приглашал к себе один из сидящих на годекане, если этого не происходило, прибегали к «очереди для принятия гостя»: старейшины знали, кто по порядку должен принять путника, и направляли его прямо к нужному дому. Причем, как мы уже говорили ранее, гостеприимство было не опцией, а обязательством. Существовал целый ряд адатов - обычаев, выработанных на протяжении веков и передаваемых из поколения в поколение - которые защищали права гостя. Если кто-то во время своей очереди отказывался дать приют путнику, на него налагался штраф в размере одной овцы.
Побыть гостем в Дагестане - опыт приятный, причем таким он стал не только в наше время. С давних времен гостю всячески оказывали знаки уважения: могли сделать дорогой подарок, пригласить танцоров и музыкантов, а хозяин дома нес за гостя полную ответственность. У состоятельных людей были отдельные кунацкие (спальные комнаты) для гостей.
Очень важным социальным феноменом некоторых народов Кавказа было такое понятие, как куначество. Кунак – это гость, становившийся очень близким другом, почти членом семьи. При этом узы куначества передавались по наследству: дети кунаков также становились кунаками друг другу. Если горец выезжал по делам в другое селение, то он мог всегда остановиться у своего кунака или у своего бывшего гостя.

Конечно, сама форма обычая гостеприимства с течением времени изменялась, и сегодня многим формальностям уже не уделяется такое внимание, однако сами суть и смысл остались неизменными, поэтому даже сейчас мы так часто слышим об очень щедром и теплом кавказском гостеприимстве.

Свадебная церемония

...Вот, где на самом деле чувствуется широта кавказского размаха


Что может заставить человека откладывать деньги на свадьбу ребенка с самого момента его рождения? Только убеждение в том, что, насколько пышно торжественное событие будет отпраздновано, настолько же счастливой будет молодая семья - так и принято считать в Дагестане. Если вдруг Вам захочется познать все многообразие свадебных традиций народов Дагестана, тогда Вам придется совершить этнографическое путешествие по всем аулам и селениям горного и равнинного Дагестана. Пока же вы не отважились на такое многообещающее предприятие, мы расскажем Вам о самых интересных и необычных из них.


Но сначала об общем: в большинстве дагестанских аулов свадьбу сына отмечали гораздо пышнее, чем свадьбу дочери. Только вечером родственницы приходили с подарками к невесте, а мужчины в это время уходили из дома. Спустя некоторое время посланцы жениха забирали невесту и приданое.
Но...сделать это было не так-то просто. Нужно было следовать специальному церемониалу: посланные в дом входили попарно - мужчина и женщина. При этом их обязательно спрашивали, зачем они пришли в дом. Тут приходило время показать все богатство своей фантазии: посланные должны были изощриться и придумать что-то лестное для семьи девушки, вроде «нужен бриллиант для перстня» и т. д. дать прямой ответ – «за невестой» было нельзя. В дом к жениху они возвращались с песнями и при свете факелов. Невесту при входе в дом забрасывали серебряными монетами, конфетами и сахаром.
Причем, сразу совершался чтимый во всём Дагестане "обряд перешагивания" - своеобразный магический прием, который должен был защитить невесту от злых сил. Предметы, через которые перешагивала невеста, были самые разные: серп, кремневой ружье, бронзовый котел, огонь.
В некоторых селениях невесту было принято уводить в дом к дяде, двоюродной или замужней сестре за два-три дня до свадьбы. Там ее навещали родственники и подруги - проведение всех обрядов и церемоний возлагалось на родственниц. Сама свадьба проходила довольно скромно.
Как минимум, свадьба длилась два дня: после прихода невесты в новый дом торжество продолжалось, и в нем участвовал уже весь аул. После обеда на следующий день устраивали последний танец молодых, и на этом свадьба могла считаться оконченной.

«
Благодаря исследовательской работе этнографа Евгения Шиллинга, мы имеем ясное представление о том, какая невеста считалась завидной в первой половине 20-ого века. Вот из чего состояло идеальное приданое богатой девушки:
4 бархатных или парчовых тюфяка
4 пуховые подушки с шелковыми наволочками
2-3 ковра и несколько полосатых паласов
парчовая занавеска с бахромой, украшенная серебряными монетами
большие медные кувшины для воды
медные тазы
два больших деревянных блюда для теста
корова и лошадь


»
В доме жениха празднование проходило очень шумно и весело, с танцами и музыкой. Приглашали всех родственников, соседей и кануков из соседних аулов. Обычно она начиналась до полудня со звуками барабанов и зурны - духового инструмента.
В селении Чох родители жениха за день до свадьбы делали семье невесты особый подарок – хус. Он включал в себя:
1) много сладостей из орехов и меда;
2) халву;
3) блюда с пловом;
4) чед - корзину с хлебом;
5) две половины вяленого барана;
6) пирожки с яйцом и творогом и другие угощения.
На церемонии участвовали все родные и соседи, не пригласить близкого человека на хус – считалось большим оскорблением.
Невеста приходила в дом к жениху на рассвете, при встрече на пороге мать жениха угощала ее медом. При этом на входе в комнату перед лицом невесты держали Коран и зеркало, чтобы невеста всегда была такая радостная как в этот день. Само празднование также заканчивалось только на второй день.
Традиционные свадебные украшения
"Что ты возишься как гергебильская невеста?!"
Были и вовсе необычные традиции, ставшие основой для поговорок. У аварцев, чтобы укорить чужую медлительность, было принято говорить: «Что ты возишься, как гергебильская невеста, шаг вперед, два шага назад». В селении Гергебиль было принято, чтобы невеста в день свадьбы выходила из дома рано, при этом на пути к дому мужа она делала один шаг вперед и два назад и так приходила куда нужно лишь к вечеру.
Видео, рассказывающее нам о ругуджинской невесте подготовлено Национальным музеем республики Дагестан. Конечно, все внимание сразу приковывает к себе удивительно красивый наряд невесты, однако, стоит также отметить и другие детали: очевидно, что обряд проходит в доме невесты, в кадре мы видим только девушек - подруг и родственниц - которые и занимаются выполнением обрядов. На видео можно также заметить некое подобие хуса - праздничного пиршества: девушки приносят хинкал - национальное блюдо, сладости с медом, чед.

Национальный костюм

Иногда кажется, что национальные дагестанские женские одеяния могли бы вскружить голову самым ярким и прославленным итальянским модельерам и стать для них вдохновением. Не верите? А зря... кто-кто, а состоятельные дагестанские женщины лучше многих знали толк в роскоши и драгоценностях... Но обо всем по порядку.
Сразу предупредим дорогих читателей, что в Дагестане, как и на всем Северном Кавказе изощренностью дизайна отличались именно женские наряды. Мужской национальный костюм выглядит довольно стандартно и состоит из нескольких обязательных элементов. Давайте рассмотрим их.

Самый узнаваемый элемент - это, конечно же , черкеска, некая разновидность кафтана, без которой не мог обойтись ни один горец. Её длина могла варьироваться, но обычно она была чуть выше колен. Под черкеску горцы обычно надевали бешмет - специальную одежду с воротником-стойкой и длинными рукавами. Позже его заменили обычные удлиненные кавказские рубахи с таким же воротником-стойкой. Другой не менее приметный элемент - газырница, располагающаяся на груди. Ей удалось выполнить сразу две функции: и декоративную, и практическую - семь полых деревянных или костяных трубочек на груди с серебряными, а порой и золотыми наконечниками хранили порох. Для тепла горцы, особенно часто пастухи - чабаны, надевали шерстяную бурку. Особенным качеством всегда славились андийские бурки. Считалось, что они лучше всего защищают от холода и даже...от пуль. Заключительный штрих добавляли головные уборы - башлык (капюшон) и папаха. Не последнюю роль играла высота папахи: чем выше - тем богаче её обладатель. Выбор обуви ограничивался тремя разновидностями: вязаными, кожаными и ичигами - сапогами без каблуков.


Женский национальный дагестанский костюм пестрит и переливается самыми разнообразными элементами и деталями, особенности которых, как это уже принято говорить, когда дело доходит до Дагестана, меняются от аула к аулу. Было одно негласное правило: яркими и сочными цветами украшали себя молодые девушки, а горянки постарше надевали одежду более спокойных и приглушенных цветов. Также многие дагестанки обильно украшали свою одежду серебром и не просто так - оно считалось сильным оберегом.
Предлагаем Вам отправиться в гости к некоторым горянкам и побольше разузнать об их национальных нарядах.
Лакцы
Наше путешествие начинается с равнинного Дагестана, где проживают кумыки. Как определить по внешнему виду кумычку? Всё просто: их платья всегда длиной в пол, а некоторые еще длиннее, со шлейфом. Линию талии, в отличие от остальных дагестанок, они украшали более узкими и утонченными ремешками.
Как и современные женщины кумычки в повседневной жизни ценили удобство и практичность, поэтому их ежедневный наряд состоял из платья рубахи и верхней одежды в виде бешмета. Украшением служил нагрудник из бархатной ткани с парными металлическими застежками. Рукава кумычки шили на манер большинства представительниц Северного Кавказа: от локтя пришивался второй длинный рукав, формой напоминающий крыло птицы.
На праздники и торжества кумычки восхищали окружающих кабалаем - особым нарядным платьем из шелка или бархата.
В качестве верхней одежды кумычки как истые модницы предпочитали шубы из меха. В этом их с даргинками вкусы с были схожи.
Головные уборы состояли из чохто - чепчика с мешочком для кос или обычной полосой ткани, прикрывающей косы сверху, кружевного платка и тастара, тончайшего белого платка из тысячи узелков шелковой нити.
Отправляемся дальше, на пути - Южный Дагестан и проживающий там прекрасный народ - лезгины. Давайте сразу отметим, что совсем недалеко отсюда расположен Азербайджан. Как отмечают исследователи, он оказывал очень заметное влияние на моду южных дагестанок: лезгинок, табасаранок, агулок, рутулок, цахурок. Их одежду отличало буйство ярких красок: фиолетовых, желтых, зеленых, красных.
Широкие штаны, длинное платье-рубаха и бузма (верхнее платье) поверх - из таких элементов состоял повседневный лезгинский наряд. Еще одна его особенность - это частое использование тесьмы в отделке.
В обилии у лезгинок можно увидеть, надеемся, уже полюбившиеся Вам, украшения из серебряных монет и различные медальоны. Монеты пришивались и к головному убору - чохто, поверх которого надевали большой головной платок, струями спадающий на плечи.
На ногах у состоятельных лезгинок красовались мачи - специальная обувь без задников, позволяющая без труда преодолевать большие расстояние на каменистых дорогах.
“В конце XIX века тастары были широко распространены на Северном Кавказе, в Дагестане, среди кумычек. Они носили платок, не надевая снизу чохто (головной убор в виде „трубы“ из ткани, закрывающей волосы). Возможно, сказалось влияние Грузии, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, где девушкам разрешалось, чтобы косы из-под головного убора были видны. Кумыки проживали в основном на равнине, и мода на такие платки среди них быстрее распространялась."
— Разитта Гаджинова, сотрудник Национального музея им. А. Тахо-Годи республики Дагестан
Двигаемся дальше, и наша конечная цель - андийцы, жители горного Дагестана, которых также относят к аварцам.
Узкие штаны, заправленные в обувь, нательная рубаха и свободное платье-рубаха поверх - вроде бы набор стандартный, ничего особенного. Но нет, андийкам точно есть, чем Вас удивить. И прежде всего, головным убором - чохто, который не встретишь больше нигде в Дагестане. Он выполнен в перевернутой рогообразной форме и в длину достигает до 20 сантиметров. Центральная часть чохто украшалась шелком яркого цвета, а бока изготовляли из ситца или бязи. Поверх надевали длинный и плотный головной платок: белый - на праздники, темный - на каждый день. Андийские наряды отличала и вышивка из золотых и серебряных нитей, которые, причудливо переплетаясь, изображали растительные мотивы. Обувь была теплой из шерсти или войлока с загнутым вверх носиком.
Слева направо: кумычка, андийка, лезгинка

Ремесла

Дагестанские умельцы славятся во всем мире. Эта территория была освоена человеком еще в глубокой древности, уникальный опыт мастеров передавался из поколения в поколение
Одно из древних искусств дагестанских умельцев - кайтагская вышивка. Ее считают национальным достоянием. Узор такой вышивки представляют символы, каждый из которых имеет значение. Круг символизирует солнце и вселенную, крест - четыре времени года, фигурки людей - мужское и женское начала. Получается, что каждый узор - неповторимая история жизни предков! Мастерицы ткали по памяти, поэтому вы не увидите двух одинаковых работ.
Отдельное внимание заслуживают и испикские мастера. Это единственная керамика, которая не использовалась в быту, а была декоративным украшением. В каждом кувшине или тарелке виделся сакральный смысл. Иногда испикскую керамику вешали как оберег при входе в дом, она защищала от злых духов. 
Также стоит отметить искусство ковроделия, которое уходит своими корнями в глубину веков. Нет уголка в Дагестане, где бы не ткали удивительные ковры! Но особенно ценились изделия лезгинских и табасаранских мастериц. Ковроделие - исключительно женская работа. Мастерицы перебирают пряжу с фантастической скоростью, невозможно уследить за движением рук! Опытные женщины ткут по памяти, превращая пряжу в высокохудожественный узор. Отдельное внимание уделяется качеству ковра. Больше всего ценится ковер, сделанный из шерсти. Шерсть окрашивается натуральными разноцветными красителями. А чтобы проверить ковер на прочность, ему устраивали испытание! Вообразите, как только ковер выкрасят, по нему пускали табун из лошадей. После этого изделие несколько дней держат под палящим солнцем, а затем опускают в воду. Если ковер выдержал все испытания и не потерял свои свойства, то его выставляют на продажу. 
С древних времен кубачинские оружейные мастера изготавливали кольчуги и мечи, украшенные серебряными и золотыми узорами. Историки считают, что именно в Кубачах изготовили меч для великого киевского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха, а также шлем Александра Македонского и щит для Александра Невского. Император Александр III заказал у кубачинских мастеров-умельцев набор холодного оружия для королевы Виктории. Ещё до Великой французской революции Кубачи посещали парижане, которые с восхищением знакомились с культурой Дагестана и приобретали кубачинские изделия.

В начале XX века в селе Кубачи начала свою работу артель, на которой стали изготавливать золотые и серебряные изделия. Народы Дагестана украшают облик женщины серебрянными украшениями. Это воплощение непоколебимости и чистоты женского характера.

Занятия в свободное время

...которое порой было даже у горцев
Жизнь в горах очень тяжела и требует от человека большой отдачи, поэтому, когда наступали долгожданные и довольно редкие часы сводного времени, люди посвящали его двум целям: во-первых, общению и обмену новостями, во-вторых – развлечениям, которые помогли бы восстановить силы.
Очень большую роль для мужчин играло посещение годекана – это и была одна из главных форм их досуга. Темы для обсуждения на годекане были самыми разнообразными: мужчины обменивались новостями, говорили о насущных проблемах, вершили дела судопроизводства, рассказывали молодому поколению о традициях и обычаях, из уст в уста передавали сказания из фольклора.

Конечно, нельзя было обойтись без игр и развлечений. Были популярны настольные игры, похожие на современные шашки, рисунок для них подготавливали на больших камнях на годекане или возле мечети.

Среди молодежи были очень распространены спортивные игры, направленные на развитие физической силы и ловкости. Традиционная для Кавказа борьба, прыжки в длину, метание камней, городки, поднятие тяжестей – всё это занимало молодых людей в свободные минуты.
Одним из самых важных видов досуга (преимущественно у аварцев) были «сборы» молодых мужчин, так называемый «общий дом», который проводился, чтобы способствовать социализации молодых людей, передавать им мудрость старших, учить традициям и обычаям. Зимой на один – полтора месяца молодые мужчины селения уединялись, переселяясь в отдельный дом, куда вход женщинам был запрещен. Продукты заготовляли вместе. Отказываться от «общего дома» было непринято, хотя подразумевалось, что участие добровольное.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website